Преподаватель ФЕНМиПО приняла участие в Международной летней школе "Мониторинг и ранее предупреждение рисков в управлении горными социально-экологическими системами"

Версия для печати

15-29 июля 2018 года состоялась Международная летняя школа «Мониторинг и раннее предупреждение рисков в управлении горными социально-экологическими системами» / «Monitoring and early warnings in mountain social-ecological systems», организованная Горно-Алтайским государственным университетом и Сибирским федеральным университетом в рамках реализации проектов «Systems for monitoring and responses to early warnings – EU experience for Russia» (Jean Monnet Erasmus+) и «Sustainable natural resource use in Arctic and High mountainous areas» (Erasmus+).

Данная летняя школа является заключительным мероприятием в цикле летних школ, запланированных к проведению в период с 2016 по 2018 год при участии Сибирского федерального университета.

Летняя школа посвящена проблемам управления горными экосистемами, системам анализа и верификации данных для своевременного предупреждения рисков и устойчивого развития этих уязвимых территорий нашей планеты. Особое внимание уделено опыту стран Европейского Союза и его применимости в условиях Российской Федерации, в частности, Сибирского региона.

Тематика летней школы связана с реализуемым в ПсковГУ проектом «EU governance of natural resources: geopolitics, regions and sectors» (GRaSs), который направлен на более полное понимание процессов взаимодействия Европейского Союза, России и стран Восточного Партнерства в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды. Его цель – выявление и анализ возможных областей взаимовыгодного сотрудничества, в особенности в том, что касается использования опыта разработки и реализации экологических политик ЕС, а также инструментов трансграничного и международного сотрудничества.

В летней школе приняла участие преподаватель кафедры ботаники и экологии растений Ольга Викторовна Лихачева.

Летняя школа состояла из нескольких частей: открытие ее состоялось на базе Сибирского федерального университета (в г. Красноярске), где начался обучающе-дискуссионный период; вводные лекции, семинары, научное планирование, а также закрытие, состоялись на туристической базе «Манжерок», расположенной в окрестностях одноименного поселка на берегу реки Катунь (Республика Алтай).

Участники летней школы

Представление участников

Для реализации основной исследовательской части участники летней школы разделились на три группы. Первая группа изучала возможности развития альтернативной энергетики и процессы урбанизации в окрестностях пос. Манжерок и г. Горно-Алтайска.

Вторая группа, совершив короткий переезд, расположилась на берегу Телецкого озера, где участники летней школы исследовали процессы эвтрофикации и содержание микропластика в воде Телецкого озера, возможности и барьеры для развития туризма, вопросы снижения негативного влияния хозяйственной деятельности на уникальный водоем.

Третья группа, совершив многочасовой переезд в южную часть Республики Алтай, проводила исследования на территории Катунского биосферного заповедника, являющегося частью трансграничного биосферного резервата «Алтай», организованного совместно с Катон-Карагайским национальным парком (Казахстан).

Символ Катунского заповедника - самка снежного барса с детенышем

Тематика исследований была связана с изучением факторов изменения ландшафтов в заповеднике, влияния туристической активности на экосистемы заповедника и возможностей и барьеров для развития туризма. Участникам летней школы представилась возможность своими глазами увидеть красоты заповедника, практически в разные сезоны года, настолько быстро меняется погода в горах.

Озеро Куйгук, буферная зона Катунского заповедника

Они побывали в мемориальном доме-музее Н.К. Рериха в селе Верх-Уймон, уникальном музее Уймонской долины, фонд которого насчитывает более 500 подлинных экспонатов из истории русского быта и старообрядчества, где хранитель рассказывает об истории, быте и судьбах старообрядцев.

В мемориальное музее Н.К. Рериха

Хранитель музея Уймонской долина Р.П. Кучуганова

В музее Уймонской долины

Вход в избу старообрядцев

Одна из остановок была сделана в центральной усадьбе заповедника в пос. Усть-Кокса, где участники школы посетили музей алтайского народа.

Традиционная алтайская юрта - айыл

В айыле, рассказывает сотрудник заповедника Айсулу Тордокова

Целевой аудиторией Школы являются студенты старших курсов, магистранты и аспиранты первого-второго года обучения. В школе в роли студентов принимали участие и представители академического сообщества. В целом летняя школа явилась своеобразной площадкой взаимообучения, обмена мнениями, идеями, опытом.

В летней школе приняли участие более 40 студентов, преподавателей и ученых из России, Индии, Австрии, Португалии, Эстонии.

Слушатели летней школы за короткий период проделали колоссальную работу по сбору, анализу и представлению материала проектной групповой работы. Итоговые презентации групповой работы были представлены на заключительной сессии.

Участники летней школы получили сертификаты об успешном освоении программы мероприятия.

Участники летней школы (с сертификатами)

Заключительным аккордом летней школы стал концерт ансамбля «АтлайКай» - исполнителей алтайского горлового пения.

Ансамбль АлтайКай

Благодарим организаторов летней школы за интереснейшую программу и прекрасную орагнизацию, ее участников за активность, целеустремленность, коммуникабельнойсть, творчество и отличное настроение, а также всех, оказавших всевозможную помощь и поддержку, в первую очередь, сотрудников заповедника Катунский!!!

Деканат ФЕНМиПО